АННОТАЦИЯ: Методологические подходы к определению цен на услуги учреждений социальной сферы

Одним из направлений бюджетной реформы, проводимой в Российской Федерации, является отказ от сметного финансирования бюджетных учреждений и переход к оплате за счет бюджетных источников стоимости реально оказываемых услуг. Предполагается, что государство на конкурсной основе будет распределять госзаказ на оказание социально-значимых услуг. При этом к конкурсу будут привлекаться не только бюджетные учреждения, но и государственные предприятия других организационно-правовых форм (в частности, автономные некоммерческие учреждения), а также организации частного сектора экономики. Такой порядок будет формировать конкурентную среду в сфере предоставления социально-значимых услуг, создавать предпосылки к повышению их качества и снижению стоимости.


Для реализации указанного подхода большое значение имеет правильное определение цены на услуги, размещаемые в рамках госзаказа. В отличие от применяемых сегодня тарифов на некоторые виды услуг цены госзаказа должны не только покрывать текущие издержки, но и включать составляющую, позволяющую покрывать обоснованные капитальные затраты организаций, уплачивать установленные законодательством налоги.


В связи с отсутствием конкурентной среды в отраслях социальной сферы, разработанных стандартов качества социальных услуг, на данном этапе осуществления бюджетной реформы наиболее доступным является затратный подход к определению цены госзаказа. При этом, учитывая многолетнее недофинансирование бюджетной сферы, с достаточно высокой степенью вероятности можно предположить, что использование фактических (и, если это возможно, нормативных) данных о затратах на оказание услуг не приведет к формированию такой цены госзаказа, которая покрывала бы неэффективные затраты. В дальнейшем, по мере реструктуризации бюджетных учреждений, разработки стандартов качества услуг, можно будет усовершенствовать ценообразование госзаказа.


В настоящей работе предлагаются подходы к определению цены на следующие услуги:


• по стационарному содержанию детей и лиц пожилого возраста в специализированных учреждениях,


• услуги по дневному пребыванию данных категорий лиц в указанных учреждениях,


• услуги по патронажу (обслуживанию) лиц пожилого возраста и детей из неблагополучных семей на дому.