Консорциум в составе Центра фискальной политики и Института экономики переходного периода выиграл конкурс на оказание технической поддержки Минфину России
Срок выполнения проекта – с декабря 2006 по декабрь 2008 гг.
Проект реализуется на средства, выделенные Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов
Цели, задачи и планируемые результаты проекта
Результатом консультационной поддержки Минфину России должно стать повышение эффективности управления бюджетными финансами на федеральном региональном и местном уровнях, что является основой успешной реализации взаимосвязанных реформ – административной, бюджетной и муниципальной.
На предшествующем этапе завершился процесс распределения предметов ведения и полномочий для органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления. Ключевым элементом выстраиваемой сейчас децентрализованной системы распределения бюджетных полномочий должна стать информационная прозрачность и подотчетность субнациональных финансовых органов.
Для достижения этой цели специалисты ЦФП и ИЭПП окажут консультационную поддержку Минфину России в формировании комплексной системы мониторинга и оценки эффективности региональной финансовой политики и ее обоснованности с точки зрения решения общенациональных задач.
Необходимо отметить, что на региональном и местном бюджетных уровнях до сих пор наиболее болезненными проблемами являются отсутствие критериев, определяющих пределы передачи финансово необеспеченных полномочий; крайняя зависимость от вышестоящих бюджетов; непостоянство источников доходов бюджетов. Все это затрудняет прогнозирование на среднесрочный и долгосрочный периоды, уменьшает возможность координации действий всех уровней исполнительной власти.
Консультанты ЦФП и ИЭПП также окажут поддержку Департаменту межбюджетных отношений Минфина России в подготовке нормативных актов и методических рекомендаций, необходимых для перехода к новой системе межбюджетных отношений, основные положения которой заложены в Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006-2008 годах. Эти положения включают:
- принцип «жестких» бюджетных ограничений,
- четыре уровня бюджетной системы,
- разделение расходных обязательств по уровням бюджетной системы,
- отмену «необеспеченных мандатов»,
- долгосрочное закрепление доходов,
- относительно высокую формализацию трансфертов.
В первом квартале 2007 года Центр фискальной политики (1) подготовит методические и аналитические материалы по формированию межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации на 2008-2010 годы; (2) подготовит предложения по совершенствованию межбюджетных отношений до 2020 года; (3) окажет консультационную помощь Департаменту межбюджетных отношений Минфина России в разработке показателей и в проведении оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и эффективности управления региональными и муниципальными ресурсами; (4) осуществит текущее консультирование Департамента межбюджетных отношений.
В ходе реализации проекта будут выполнены следующие работы:
- подготовлены предложения по формированию межбюджетных отношений на 2008-2010 годы и на период 2009-2011 годы,
- подготовлены предложения по внесению изменений в налоговое и бюджетное законодательство,
- проведен мониторинг исполнения субъектами Российской Федерации расходных обязательств,
- оказано содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами,
- оказана поддержка Минфину России по внедрению передовых принципов управления региональными и муниципальными финансами,
- предоставлена техническая поддержка Минфину России по совершенствованию процедур ежегодного и среднесрочного финансового планирования и исполнения субнациональных бюджетов,
- предоставлена техническая поддержка Минфину России по разработке механизмов, направленных на укрепление доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
- предоставлена техническая поддержка Минфину России по подготовке аналитических и методических материалов по совершенствованию финансовых взаимоотношений с субнациональными бюджетами.
На субфедеральном уровне проект будет реализован в трех субъектах РФ: в Красноярском крае, в республике Марий Эл и в Смоленской области. В каждом из них региональная администрация отбирает по три муниципальных образования, в состав которых входят административный центр (столица субъекта РФ) и район с преимущественно сельским населением.
С участием представителей региональных и федеральных структур будут проведены семинары, основная цель которых заключается в выработке общей позиции по наиболее острым вопросам межбюджетных отношений. Семинары будут проводиться по следующим темам:
- мониторинг и оценка эффективности реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,
- оценка качества финансового управления и результатов среднесрочного и ежегодного финансового планирования и исполнения субнациональных бюджетов,
- оценка результатов осуществления бюджетной политики на субфедеральном уровне,
- рекомендации по формированию проектов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на очередной финансовый год в рамках межбюджетных отношений,
- оценка результатов деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам управления финансами,
- опыт субъектов РФ и муниципальных образований в области развития региональных и муниципальных финансов,
- рекомендации по формированию проектов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на очередной финансовый год.
Материалы, разработанные в ходе проекта, (аналитические записки, методические рекомендации, проекты нормативных актов, презентации и др.) будут изданы и предоставлены всем заинтересованным субъектам федерации и муниципальным образованиям.
Руководитель проекта в Центре фискальной политики – Антонина Сергеевна Ковалевская