Регионы сдались. Совет Федерации разрешил центру контролировать их деньги. Комментарий эксперта ЦФП Юлии Герасимовой газете "Коммерсант".
Светлана Бороздина, Арина Шарипова.
Газета "Газета", 10 февраля 2004.
Регионы сдались. Совет Федерации разрешил центру контролировать их деньги.
Члены Совета Федерации вчера неожиданно поддержали идею Минфина об обязательном переводе с 2005 года обслуживания региональных бюджетов в органы Федерального казначейства. Ранее Минфин заверял, что это поможет субъектам экономнее распоряжаться своими же финансами, но идея регионам все равно категорически не нравилась. Сопротивление удалось сломить только после того, как Минфин дал гарантии сенаторам, что, несмотря на перевод средств в казначейство, контроль за расходами у регионов пока никто отнимать не собирается.
Замминистра финансов Татьяне Нестеренко потребовался примерно год, чтобы убедить регионы в необходимости перевода бюджетов на обслуживание в Федеральное казначейство (ФК). Государство пыталось это сделать с 1999 года, когда структура ФК была сформирована: центр не хотел просто переводить средства в регионы, где они зачастую шли не на выплаты, а оседали в коммерческих банках, аффилированных с местными властями. Однако жестко вопрос был поставлен лишь в прошлом году с началом реформы по разграничению полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, в которой с 2005 года и был прописан обязательный перевод.
Но несмотря на начатую реформу, регионы переводить свои бюджеты на обслуживание в Федеральное казначейство не торопились. Сейчас это сделала лишь половина субъектов. Больше всего протестовали 13 регионов-доноров, которым средства позволили обзавестись собственными казначействами. Их возражения были вполне обоснованны. 'Эти системы отличаются большей гибкостью, они более автоматизированы, и поэтому регионам жаль менять их на федеральную систему', - пояснила ГАЗЕТЕ консультант Центра фискальной политики Юлия Герасимова.
Но технические аспекты проблемы обсуждались крайне редко. Куда чаще от региональных властей можно было слышать мнение, что центр, организуя перевод, через органы федерального казначейства намерен влиять на расходы регионов и вмешиваться в их бюджетную политику. Вчерашнее обсуждение показало, что Минфину удалось гарантировать регионам политику невмешательства в их бюджеты, что в итоге и сломило сопротивление сенаторов.
Эксперты говорят, что Минфин в данном случае не обманывает регионы. 'При переводе предполагается просто кассовое обслуживание бюджетов (что включает в основном осуществление платежей и учет), при этом регионы не теряют контроль за своими средствами', - отмечает Герасимова. Видимо, изначально регионы были напуганы тем, что под казначейской системой порой понимается более широкий набор операций (планирование, распределение средств, контроль исполнения бюджетов и другие). 'Но в настоящее время речь идет только о кассовом исполнении. На большее Федеральное казначейство не замахивается, да и не может - это исключительное ведение субъектов', - пояснила консультант Центра фискальной политики. Ее мнение подтвердил и глава комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Сергей Агапцов, по словам которого ФК будет всего 'лишь исполнять роль статистов'.
Разобравшись в терминологии, сенаторы стали куда более сговорчивыми. 'Государственный присмотр - дело интересное, это решение прогрессивное', - заявил председатель комитета СФ по местному самоуправлению Леонид Рокецкий. В Минфине же считают, что аккумуляция счетов в ФК поможет регионам экономить на расходах. 'Неэффективно создавать системы казначейств, которые дублируют друг друга. Подобное себе могут позволить только очень богатые субъекты', - отмечает Татьяна Нестеренко.
Впрочем, замминистра не исключила, что нынешние меры - временные и вероятнее всего вводятся на период, пока банковская системы страны обретет достаточную стабильность. 'Возможно, через 5--10 лет страна подойдет к такому уровню развития банковской системы, когда постановка вопроса об обязательном обслуживании территориальных бюджетов в органах ФК может быть снята', - отмечает Нестеренко. И тогда регионы снова смогут размещать свои средства в коммерческих банках, как это практиковалось ранее. Однако более вероятно другое развитие событий. 'Думаю, после перевода региональных бюджетов дело дойдет до муниципалов и государственных внебюджетных фондов', - отмечает Юлия Герасимова. И Минфин ждет здесь не меньшее сопротивление.