Методические рекомендации по определению бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, разработанные ЦФП, рекомендованы для использования при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании

Министерство образования и науки РФ рекомендует органам образования субъектов РФ при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании использовать методические рекомендации по определению норматива основных общеобразовательных программ, разработанные экспертами ЦФП под руководством Н.Г. Типенко.


Методика позволяет ввести формализованную, а значит, объективную и прозрачную систему распределения бюджетных средств по общеобразовательным учреждениям. Основой для распределения является стоимость стандартной бюджетной услуги - выполнения базисного учебного плана. Причем, сделать это можно уже сейчас, когда заявлен переход к бюджетированию по результатам, а стандартизированной системы оценки этих результатов в образовании нет.


Про нормативную основу формирования бюджетов в образовании говорилось еще в законе «Об образовании», то есть с 1992 года. Но практическое применение данного принципа не получило широкого распространения.


В связи с этим возникает два вопроса. Первый, в чем разница между прежним подходом и подходом представленным ЦФП?


Основное различие заключается в том, что прежние подходы основывались на расчете норматива либо как «средних расходах», либо «оптимальных расходах», то есть расходах не связанных с возможностями бюджетов. Методика ЦФП позволяет связать финансировать обучение ученика по стандартной программе, а не его содержание в образовательном учреждении. Такой подход позволяет учесть форму и уровень предоставления образовательной услуги. Кроме того, в расчет нормативов вводятся специальные удорожающие коэффициенты, учитывающие специфику общего образования в отдаленных и малонаселенных местностях.


Методика предлагает взять за основу стоимость обучения одного ученика по каждой образовательной программе в соответствии с Базисным учебным планом, а учет различий в стоимости программ вести при помощи поправочных коэффициентов. Норматив рассчитывается по формуле, исключающей влияние неформальных факторов при распределении бюджетных средств по общеобразовательным учреждениям. Таким образом, Н.Г. Типенко и ее коллеги рассматривают методику расчета подушевого норматива в общеобразовательных учреждениях как переходный этап, важный шаг на пути к разработке стандартов образовательной услуги.


Методика широко применяется в регионах. Более 20 субъектов федерации использовали ее при расчете бюджетов 2005-2006 годов. Методика полностью готова к реализации во всех регионах Российской Федерации. Эксперты ЦФП неоднократно проводили и проводят обучение представителей финансовых и экономических органов и органов образования субъектов РФ по вопросам, связанным с особенностями расчета нормативов, расчета субвенций с применением Методики, формирования бюджетов школ с применением подушевых нормативов, включая проблемы малокомплектных школ и т.д. Последний по времени семинар состоялся в Москве 6 июля с.г., следующий предварительно намечен на октябрь.


Материалы по теме:


Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (с письмом Министерства образования и науки РФ) (приложенный файл Письмо.pdf)


«Школа неравенства», статья Е. Добрыниной в Российской газете от 27 февраля 2006 г.


Другие разработки ЦФП по теме:


Предложения по расчетам нормативов финансирования учреждений среднего профессионального образования: подходы и методические рекомендации (под редакцией Н.Г. Типенко)


Проекты ЦФП по реформированию системы финансирования в образовании:


Разработка предложений по расчетам нормативов финансирования учреждений среднего профессионального образования


Финансовые и управленческие аспекты реформы общего образования в российских регионах.


Разработка проекта закона Еврейской автономной области о нормативах расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для определения размера субвенций, выделяемых муниципальным образованиям


Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов Ставропольского края на образование


Анализ эффективности расходов на образование в Ставропольском крае


 

Файлы: