Внедрение информационных технологий на муниципальном уровне: полученный опыт и перспективы
На уровне федерации и субъекта РФ преимущество применения информационных технологий в бюджетном процессе давно оценено. Однако использование этих технологий на местном уровне ограничено целым рядом факторов, из которых не последними являются зависимость муниципалитетов от решений по расходованию средств местного бюджета, зачастую принимаемых на региональном уровне, и недостаток опыта в практическом применении информационных технологий в бюджетном процессе. Если верить отчетам об исполнении бюджета, то федеральное правительство увеличило свои расходы на внедрение IT почти на 125 миллионов долларов с 2002 по 2005 гг., а совокупные расходы субъектов РФ за тот же период и по этой же статье увеличились на более чем на 260 миллионов долларов. Совокупные расходы местных бюджетов за те же 4 года увеличились только на 5 миллионов долларов.
Тем не менее, субъекты РФ, которые ранее успели оценить преимущества IT, начали внедрение информационных технологий на местном уровне одновременно с реформой местного самоуправления, и стали лидерами в этой области.
Анализ приобретенного опыта, проблем, связанных с внедрение IT в бюджетный процесс, затрат и результатов от внедрения может помочь остальным субъектам РФ и муниципальным образованиям оценить свои возможности и, соответственно, планировать мероприятия и расходы по технологической модернизации бюджетного процесса.
Настоящий проект Центра фискальной политики как раз и заключается в проведении такого анализа. ЦФП будет изучать результаты каждого этапа внедрения IT (планирование, закупка, установка) и стоимость работ на каждом этапе, выявлять возникающие проблемы и практику их решения. Эту работу ЦФП будет выполнять в сотрудничестве с негосударственной организаций Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ)
ЦФП уже в течение нескольких лет оказывает консультационную помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям в разработке компьютерных моделей для составления прогноза налогового потенциала субъекта РФ/муниципального района (городского округа) и расходных потребностей муниципальных образований. Помощь в разработке таких моделей является частью образовательной деятельности ЦФП.
Аналитические материалы и рекомендации ЦФП и УИС Россия, подготовленные в ходе проекта, составят содержание отчета по проекту. Кроме того, по результатам проекта будут подготовлены методические рекомендации по внедрению информационных технологий в бюджетный процесс на муниципальном уровне, которые будут распространяться через Конгресс муниципальных образований и Союз российских городов.
Контакт: Александр Ромэнович Ковалевский, заместитель директора по развитию