Консультационное сопровождение деятельности Департамента финансов Вологодской области по разработке Программы повышения эффективности бюджетных расходов Вологодской области на 2012-2013 годы
В период с октября по декабрь 2011 г. эксперты ЦФП продолжили работу по консультационному сопровождению деятельности Департамента финансов Вологодской области по разработке Программы повышения эффективности бюджетных расходов Вологдской области на 2012-2013 годы и плана мероприятий, направленных на достижение целей и задач Программы, направленной на повышение эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти области путем создания соответствующих условий и механизмов по реализации долгосрочных приоритетов социально-экономического развития области.
В Вологодской области в последние годы многое сделано в рамках реформирования системы управления региональными и муниципальными финансами. Реформа переориентировала органы исполнительной власти области на выработку четких приоритетов развития социальной сферы, мониторинг и оценку их реализации, повышение качества предоставления государственных услуг. Улучшено качество управления общественными финансами, усовершенствована система межбюджетных отношений, расширена самостоятельность участников бюджетного процесса и повышена их ответственность за результаты принимаемых решений. В области создана система оценки потребности в государственных услугах социальной сферы и учета результатов этой оценки при формировании расходов областного бюджета, направленная на повышение информированности потребителей о качестве услуг, создание предпосылок для обеспечения единого уровня их предоставления на всей территории области.
В то же время достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления региональными финансами остается ряд проблем, требующих решения. На практике не удалось увязать стратегию развития региона с возможностями бюджетной системы, не созданы условия для мотивации органов власти и государственных учреждений к экономии бюджетных средств и повышению эффективности бюджетных расходов. Результаты оценки деятельности государственных учреждений области, а также оценка эффективности использования ими бюджетных средств не используется для принятия решений, касающихся распределения бюджетных ресурсов и поиска альтернативных, более эффективных способов оказания государственных услуг.
Кроме того, необходимо решить назревшие проблемы, такие как отсутствие методической базы долгосрочного бюджетного прогнозирования, четко выраженных принципов долговой политики на многолетнюю перспективу, методологии в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти области. В целом эти факторы обусловлены тем, что действующая система управления обеспечивает целевое использование бюджетных средств в рамках существующей сети государственных учреждений области, но не позволяет с помощью бюджетных инструментов управлять развитием той или иной отрасли. Отсутствуют стимулы к экономии бюджетных средств и, как следствие, к повышению эффективности оказания государственных услуг.
Ключевой задачей управления бюджетными расходами для Вологодской области является повышение эффективности функционирования бюджетного сектора – повышение результативности и качества оказания государственных услуг при сохранении или меньшем объеме финансовых ресурсов. Специфика существующих проблем состоит в том, что их возникновение в значительной степени обусловлено правовыми нормами и устоявшейся практикой администрирования бюджетных расходов. В этом смысле изменения в управлении бюджетом могут произойти только посредством разработки и принятия новой нормативно-правовой базы или внесения в нее соответствующих поправок.
Предложенные экспертами ЦФП меры, направленные на достижение целей развития Вологодской области, вошли в состав мероприятий проекта Программы Правительства Вологодской области, в частности:
- в среднесрочной перспективе – формирование долгосрочной и среднесрочной финансовой политики, в том числе разработка показателей результативности на среднесрочный период, внедрение механизма промежуточной оценки эффективности реализуемых мероприятий и разработки альтернативных вариантов достижения поставленных целей;
- адаптация существующих долгосрочных и ведомственных целевых программ к приоритетам, целям и задачам Стратегии социально-экономического развития области на период до 2020 года;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств, развитие программно-целевого планирования;
- сокращение доли непрограммной части бюджета;
- повышение эффективности реализуемых целевых программ;
- внедрение системы оценки эффективности текущих расходов органов исполнительной государственной власти области;
- внедрение системы оценки эффективности всех предоставляемых государственных услуг;
- рост эффективности капитальных вложений и активное развитие социального сектора;
- максимально эффективное использование средств, поступающих из федерального бюджета в виде безвозмездных перечислений.