Информация о реализации проекта «Повышение эффективности государственного и муниципального управления в республиках Северного Кавказа»
В рамках первого этапа реализации проекта АМР США «Повышение эффективности государственного и муниципального управления в республиках Северного Кавказа» ЦФП реализовал ряд мероприятий с выездом в пилотные регионы.
В период с 8 по 10 ноября 2011 года эксперты ЦФП выехали Карачаево-Черкесскую Республику. Во время поездки были проведены совещания с министром финансов КЧР Р.Х. Элькановым, первым заместителем министра финансов КЧР Н.Д. Дармиловой, а также руководителями отделов Минфина КЧР по вопросам реализации проекта в КЧР. На совещаниях были обсуждены проблемы совершенствования финансового менеджмента в республике и намечен объем совместных работ по улучшению положения КЧР в рейтинге Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с которым по результатам истекшего года состояние управления государственными финансами в республике получило одну из худших оценок в России, особенно в части прозрачности бюджетного процесса и обеспечения доступа населения к информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений и оказываемых ими государственных (муниципальных) услугах. Предварительно определены совместные с Партнерами мероприятия, способствующие и облегчающие доступ к государственным и муниципальным услугам таким группам населения как женщины, молодежь и группы маргинальной направленности.
Кроме того, отмечалось, что в последние годы в процессе реализации бюджетной реформы в Карачаево-Черкессии недостаточно внимания было уделено качеству нормативных правовых актов, что позволило определить как одно из приоритетных направлений работы Партнеров анализ действующего бюджетного законодательства Республики и разработку рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой базы.
Руководители Министерства финансов крайне критично отнеслись к принятой республиканской Программе повышения эффективности бюджетных расходов и с готовностью приняли предложение экспертов ЦФП об оценке указанной программы с внесением предложений и рекомендаций по ее совершенствованию и адаптации к конкретным условиям Карачаево-Черкессии в целях ее успешной реализации.Была достигнута договоренность о консультировании финансовых органов и отраслевых органов исполнительной власти по внедрению передовых практик формирования программного бюджета и аналитической оценке имеющихся республиканских (долгосрочных) и ведомственных целевых программ. Учитывая, что в Республике практически отсутствуют какие-либо механизмы осуществления контроля качества предоставления бюджетных услуг со стороны населения, было принято решение о предоставлении помощи в разработке нормативно-правового регулирования требований к осуществлению публичного контроля качества предоставляемых населению услуг и разработке показателей их эффективности. В рамках этой работы также запланировано оказание помощи в создании на интернетсайтах республиканского Минфина и финансовых органов муниципальных образований разделов вопросов и ответов (в режиме «Горячей линии») на базе имеющегося положительного опыта обслуживания «Горячей линии» Министерства финансов Российской Федерации.
Эксперты ЦФП также предложили привести республиканские нормативные правовые акты, регулирующие межбюджетные отношения, в соответствие с требованиями современного этапа бюджетной реформы.
Помимо рабочих встреч экспертами ЦФП был проведен информационно-практический семинар по проблемам повышения эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных услуг. Кроме того, участники семинара были ознакомлены с новыми инициативами федерального правительства в области бюджетных реформ. Участие в семинаре приняли руководители и специалисты отраслевых министерств КЧР, органов местного самоуправления республики. Всего в семинаре приняло участие 40 человек, при этом доля женщин составила свыше 70% .
Следующим регионом, куда выехали эксперты ЦФП была Кабардино-Балкарская Республика. 16 и 17 ноября 2011 года в столице КБР г.Нальчике были проведены совещания с министром финансов КБР А.А. Бишеновым, заместителями министра финансов КБР И.В. Мишковой, Б.Х. Таовым, А.М. Калабековым и руководителями отделов Минфина КБР по вопросам реализации Проекта в КБР. На совещаниях обсуждались вопросы текущего состояния управления публичными финансами в республике и перспективы участия ЦФП в работе по совершенствованию этой работы. Особое место при обсуждении республиканских проблем было отведено оценке возможности доступа различных групп населения, включая женщин, молодежь и людей, образ жизни которых можно охарактеризовать как маргинальный, к получению государственных и муниципальных услуг, финансируемых за счет средств бюджетов республиканского и муниципального уровней, а также за счет иных привлекаемых источников. Обсуждались перспективы привлечения к работе по повышению качества услуг населению за счет создания благоприятной конкурентной среды действующих в Республике некоммерческих организаций и организаций иных форм собственности. Достигнута договоренность об участии ЦФП в осуществлении мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов КБР.
Учитывая достаточно высокий (по оценке Минфина РФ) уровень финансового менеджмента в Кабардино-Балкарии, приоритетные направления работы Партнеров в этой республике в основном были определены в сфере модернизации межбюджетных отношений, внедрения механизмов публичности контроля качества предоставляемых населению бюджетных услуг, а также в усилении информационного аспекта во взаимоотношениях органов публичной власти и населения, повышения «прозрачности» деятельности как органов публичной власти, так и государственных (муниципальных) учреждений . Во время визита был проведен информационно-практический семинар по проблемам повышения эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных услуг, включая информирование участников семинара о новых инициативах федерального правительства в области бюджетных реформ и тенденциях их развития. Участие в семинаре приняли руководители и специалисты отраслевых министерств КБР, органов местного самоуправления республики. Всего в семинаре приняло участие 37 человек, свыше 75% которых составили женщины.
Выездом в Республику Ингушетия был завершен раунд ознакомительных визитов ЦФП в пилотные регионы. 12, 13 и 20 декабря 2011 года в Республике Ингушетия были проведены совещания с первым заместителем Правительства Республики Ингушетия Оздоевым Б.И., заместителем руководителя администрации Главы Республики Ингушетия Р. Бештоевым, и.о. министра финансов РИ Халухаевым Б.А., заместителем министра финансов РС Янарсановым Х.Ш., руководителями отделов администрации Главы Республики, Минфина РИ по вопросам реализации Проекта в Республике Ингушетия.
На совещаниях был определен круг первоочередных вопросов в решении которых ЦФП окажет содействие республиканским органам государственной власти. Было отмечено, что особую специфику реализации мероприятий Проекта в Инушетии придает то, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 207-ФЗ "О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике" период становления местного самоуправления (определение границ муниципальных образований, формирование органов местного самоуправления, проведение муниципальных выборов, формирование местных бюджетов и т.д.) в отличие от других субъектов Российской Федерации, был продлен до 2010 года, а фактически до 2011 года (в других субъектах переходный период был завершен 1.01.2009 г.). Негативное влияние на создание полноценной муниципальной системы в Ингушетии оказывает наличие неурегулированности территориальных вопросов с соседней Северной Осетией. Определенное отставание в формировании институтов местного самоуправления в Ингушетии потребует от Партнеров оказания республиканским и местным органам власти большего объема консультационных услуг по созданию нормативной правовой базы, способствующей достижению целей Проекта, участия в обучении и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих и работников учреждений, совершенствованию бюджетного процесса и межбюджетных отношений, внедрения лучших практик в области муниципального управления. Также, как и в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии в Ингушетии была определена в качестве одной из первоочередных задача обеспечения реального и эффективного доступа к получению бюджетных услуг для различных групп населения, включая женщин, молодежь и т.п., в том числе и за счет существенного повышения информационного обеспечения этой работы.
Объем работ и приоритетные направления реализации Проекта в Ингушетии во многом оказались аналогичными тем, которые были определены для Карачаево-Черкессии. Это объясняется тем, что ситуации в данных республиках имеют много общего, особенно в сфере управления публичными финансами. Одной из причин этому является отсутствие исторически сложившегося кадрового потенциала в сфере государственного управления, поскольку в советское время эти республики входили в состав, соответственно, Чечено-Ингушской Республики (с центром в г.Грозном) и Ставропольского края. На этом фоне выгодно отличается Кабардино-Балкария, в которой за последние годы удалось добиться серьезных позитивных изменений в указанной сфере.
Помимо означенных выше приоритетов представителями ингушских республиканских органов государственной власти также было признано целесообразным участие ЦФП в оказании консультационной помощи в решении следующих вопросов:
- совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, включая бюджетный процесс и межбюджетные отношения;
- анализ республиканской программы повышения эффективности бюджетных расходов и рекомендации по ее совершенствованию в целях реальной реализации в республике;
- установление нормативно-правовых требований к качеству предоставляемых бюджетных услуг и установление механизмы публичного контроля за их соблюдением;
- внедрение механизмов мониторинга предоставления бюджетных услуг, включая оценку степени удовлетворенности населения качеством этих услуг;
- внедрение подходов к формирования программного бюджета и предоставление аналитической оценки имеющихся республиканских (долгосрочных) и ведомственных целевых программ;
- оказание консультационной и методической помощи республиканским органам власти по внедрению механизмов бюджетирования и управления финансовыми ресурсами, ориентированных на результат, включая механизмы контроля за расходованием бюджетных средств со стороны населения;
- оказание помощи в создании на интернетсайтах республиканских и муниципальных финансовых органов разделов вопросов и ответов (в режиме «горячей линии»);
- регулярно с использованием всех возможных каналов связи (видео-конференции, электронная почта, телефон) оказывать консультационную правовую помощь республиканским и муниципальным служащим по вопросам бюджетирования, отчетности о результатах работы и оценки ее эффективности, поставках и других вопросов, связанных с реформированием сектора государственных и муниципальных услуг.