Программный обзор управления региональными финансами в Республике Казахстан
С января 2010 года эксперты Центра фискальной политики приступили к реализации проекта Всемирного банка «Программный обзор управления региональными финансами в Республике Казахстан» в соответствии с Меморандумом, подписанным вице-президентом Всемирного банка Шигео Катсу и премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым в декабре 2006 г. и предусматривающим проведение программного обзора бюджетных расходов по отдельным секторам экономики.
Экспертами ЦФП подготовлены анализ Бюджетного кодекса Республики Казахстан, анализ распределения средств между уровнями бюджетной системы, анализ методики распределения трансфертов общего характера, анализ распределения и использования целевых трансфертов, анализ фактического распределения трансфертов общего характера. Также был подготовлен предварительный анализ межбюджетных отношений на примере 5 пилотных областей, на основе которого можно сделать следующие выводы:
- существенная дифференциация в распределении бюджетно-финансового потенциала формируется на базе поляризации экономического ландшафта; механизмом адаптации межбюджетных отношений стал инструмент бюджетных изъятий и бюджетных субвенций;
- Республика Казахстан характеризуется региональными различиями в удельной стоимости бюджетных услуг и по общему объёму их предоставления; эти особенности учитываются при помощи корректирующих коэффициентов в методике расчёта трансфертов общего характера, конкретные проекты реализуются при помощи целевых трансфертов;
- по большинству пилотных регионов отмечалось увеличение зависимости местных бюджетов от трансфертов из республиканского бюджета;
- регионы с развитым нефтегазовым сектором демонстрировали сокращение трансфертов на душу населения, сокращение собственных доходов на душу населения; амортизирующую роль сыграло сокращение объёма бюджетных изъятий; этот тип регионов по-прежнему сохраняет гораздо более высокий уровень доходов местного бюджета в расчёте на душу населения;
- доля трансфертов в структуре затрат местных бюджетов наиболее велика в регионах, в которых осуществляются бюджетные изъятия (до 20-30%) и минимальна в большинстве регионов, передающих в республиканский бюджет исключительно целевые трансферты (десятые доли процента).
Таким образом, в целом наблюдается стратегия, направленная на увеличение централизации средств с целью сокращения изначальной дифференциации в бюджетных доходах между регионами и увеличения финансового ресурса для последующего выравнивания.