Результаты проекта ЦФП «Оценка бюджетных и социально-экономических последствий реформирования системы социальной защиты детей» были представлены на межрегиональном семинаре в Волгограде

Межрегиональный семинар «Программа деинституализации детей: социально-экономические и бюджетные последствия», инициированный Советом Европы и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, проходил с 11 по 14 сентября 2007 г. в Волгограде. В семинаре участвовали представители около 15 регионов, в том числе регионов - участников эксперимента по переходу от системы интернатного содержания детей, оставшихся без попечения родителей, к системе профилактики социального сиротства.


Для одного из таких регионов – Томской области – Центр фискальной политики сделал оценку бюджетных и социально-экономических последствий реформы на период до 2050 года. Результаты этой работы были представлены на семинаре, кстати, третьем тематическом семинаре, проводимом Советом Европы в России, и вызвали живой интерес у участников семинара.


Эта работа является первой в России попыткой практического применения бюджетирования по результатам для выбора одной из двух стратегий развития системы социальной защиты детства (на примере Томской области).


Краткое описание работы:



Первая стратегия (базовая) – сохранение существующей системы социальной защиты детства без изменения. Вторая (альтернативная, стратегия реформ) – переход к системе раннего выявления детей группы риска по социальному сиротству и профилактике социального сиротства, что, как ожидается, позволит существенно снизить риск лишиться родительского попечения для несовершеннолетних жителей Томской области. В отношении детей, которые, несмотря на профилактические, превентивные меры, все же лишатся родительского попечения, стратегия реформ предусматривает использование преимущественно семейных форм устройства и отказ от содержания таких детей в интернатах. Она также предусматривает оказание замещающим семьям услуг сопровождения, что улучшает жизненные и образовательные маршруты детей, воспитанных в таких семьях, а также социальную и трудовую адаптацию выпускников интернатных учреждений, число которых в сценарии реформ с каждым годом будет сокращаться.


Для сравнения долгосрочных последствий реализации той и другой стратегии был построен демографический прогноз Томской области, прогноз численности детского населения, а также макроэкономический прогноз (прогноз ВРП). Горизонт планирования был выбран до 2050 года. Главное, чем различаются стравниваемые стратегии – вероятность лишиться родительского попечения. В Томской области эта вероятность достаточно высока: в 2005 году из каждой тысячи детского населения 6 человек лишились родительского попечения. Среднее значение этого показателя по России в 2005 составило 4 человека из 1000 детского населения. В базовом сценарии расчетов по Томской области предполагается, что достигнутое в 2005 году значение вероятности лишиться родительского попечения будет постепенно снижаться в течение всего прогнозного периода вследствие общего экономического роста и к 2050 году достигнет значения 0,005. В сценарии реформ предполагается, что вероятность лишиться родительского попечения снизится от 0,006 до 0,004 к 2017 году (то есть, за 10 лет после начала реформ) и останется на уровне 0,004 до конца прогнозного периода.


Сравнение расчетов по обоим сценариям показало, что при принятых предположениях более эффективной по все критериям оказывается стратегия реформ: она не только позволяет сократить численность детей, лишенных родительского попечения, но и обходится дешевле для бюджета. Даже при наличии достаточно внушительных стартовых (однократных) затрат (порядка 50 миллионов в первые 4 года реформ) и даже, если предположить, что административная часть реформы потребует создания новой управленческой структуры исключительно за счет чистого прироста штатных единиц, то есть, без перераспределения части ставок в пользу вновь создаваемого департамента, вся реформа полностью окупится уже к 2015 – 2016 году. В последующие годы затраты на социальную защиту детства в сценарии реформ будут стабильно на 25 – 30% ниже, чем в базовом сценарии. Бюджетный эффект от реализации реформ составит 0,1% ВРП.


Полный текст отчета


На семинаре результаты работы представили директор по науке ЦФП Е. И. Андреева и со-директор проекта А. А. Овчаров


Другие работы ЦФП по оценке последствий реформирования системы социальной защиты:


Социальное бюджетирование. Компонент проекта SPRILO ("Сокращение бедности в Ленинградской области")