Сотрудники ЦФП Галина Курляндская и Наталия Голованова приняли участие в очередном всероссийском Семинаре руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации.

Семинар "Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации и пути их решения" состоялся с 3 по 5 сентября 2003 г. в городе Астрахань.


Своими впечатлениями делится Галина Курляндская, Генеральный директор ЦФП.


Проведение таких семинаров стало хорошей традицией, и, безусловно, является очень полезным в условиях децентрализации финансовой системы, так как позволяет региональным финансистам обсудить накопившиеся проблемы и обменяться опытом. Сейчас, когда субъекты федерации получили достаточно большие полномочия в определении своей бюджетной политики, они очень осторожно подходят к любым нововведениям и, подчас, не решаются принимать те или иные шаги, ответственность за результаты которых целиком ляжет на их плечи.


Для нас, экспертов, многие вещи кажутся очевидными, а для представителей финансовых органов это не всегда так: они хотят удостовериться, что в других регионах что нововведение уже работает и перенять опыт соседей. Несмотря на широкое распространение информации, многие бюджетные инновации становятся намного понятнее после того как их озвучивают представители федеральных структур. Такие семинары были бы еще полезнее, если бы регламент предусматривал возможность свободного обсуждения посредством вопросов с мест, а  это случается не всегда.


В Астрахани горячая дискуссия завязалась при обсуждении вопроса о централизации казначейского исполнения бюджета.  Представители регионов, использующих региональные казначейские системы, гневно возражали против требования федерации перевести исполнение региональных бюджетов в федеральное казначейство. Из дискуссии стало ясно, что не существует однозначного определения казначейского исполнения бюджета, кроме того, система, используемая федеральным казначейством, отличается от тех систем, которые используются на региональном уровне. Различные варианты казначейской системы позволяют пользователям получать информацию с большей или меньшей степенью детализации, реализовывать разную степень контроля за доходами и расходами. Так, например, представители Владимирской области, которые в целом довольны использованием федеральной системы для исполнения областного бюджета, были удивлены тем, что в Ставропольском крае, благодаря внедрению регионального казначейства, значительно увеличились оборотные бюджетные средства, что позволяет ему не иметь текущей задолженности и авансировать целый ряд расходов. Это преимущество Ставропольский край получил благодаря тому, что его казначейская система позволяет получать оперативную информацию о всех остатках на счетах. В выступлении Е.В.Бушмина прозвучало предложение воспользоваться неопределенностью термина "казначейское исполнение" и свести требование федерации к использованию только одного счета в федеральном казначействе таким же образом, как используется счет в РКЦ ЦБ. Из-за затянувшейся дискуссии выступления экспертов были перенесены на следующий день, а выступления региональных финансистов, к сожалению, не состоялись вообще.


Отрадно отметить, что из выступлений экспертов самый горячий отклик вызвал доклад Научного руководителя направления межбюджетные отношения ЦФП Наталии Головановой "Оценка финансовых последствий реформы разграничения полномочий для региональных и местных бюджетов". В выступлении Н.Головановой были подняты реальные проблемы, с которыми придется столкнуться регионам при реализации законов, принятых по результатам деятельности Комиссии по разграничению полномочий. Хочется отметить отличную организацию семинара Астрахансткой региональной администрацией. В то же время, традиция отдавать дань гостеприимству хозяев не позволила высказаться целому ряду представителей субъектов федерации. Надеюсь, что организаторам следующего семинара удастся совместить теплый прием с деловой направленностью заседаний.