Презентация результатов проекта "Интерактивный бюджет для граждан в Общественной палате РФ

В ОП РФ представили онлайн-сервис для вовлечения граждан в принятие бюджетных решений

В Общественной палате РФ 27 ноября состоялся круглый стол «Муниципальный бюджет: онлайн-диалог населения с властью».
Вопросам гражданского участия в принятии государственных решений в Общественной палате РФ уделяется много внимания, а количество подобных практик в стране ежегодно возрастает, отметил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов. 
 
«Когда жители сами принимают участие в распределении денег — это высший пилотаж для муниципалитета, региона, государства в целом. При этом активность граждан высока, когда они понимают, что могут повлиять на принятие каких-то решений: там, где есть бюджетные программы поддержки ТОСов (территориальное общественное самоуправление), там они расцветают, там, где этого нет, на голой инициативе, без ресурсов эти прекрасные практики не реализуются», — пояснил он. 
 
Об итогах реализации проекта «Интерактивный бюджет для граждан», разработанного Центром фискальной политики при поддержке Фонда президентских грантов, рассказала Галина Курляндская, генеральный директор Центра фискальной политики. По ее словам, благодаря этому цифровому сервису жители могут понять, как и на что расходуются бюджетные средства, за счет каких доходов формируется бюджет, а самое главное — предложить свои варианты расходования бюджетных средств и наглядно увидеть реакцию на вносимые ими предложения. 
 
Галина Курляндская рассказала, что использование сервиса происходит на добровольной основе, а его позиционирование зависит от неравнодушия органов власти и местного самоуправления, в первую очередь сотрудников финансовых органов, их открытости к диалогу и использованию инновационных технологий. 
 
«Мы разработали программную оболочку и провели онлайн-обучение муниципалитетов — участников проекта. Учили, как подготовить информационный контент, как разместить информацию на сервисе, как привлекать граждан к пользованию этим сервисом», — поделилась она.
 
С конца 2018 года, когда проект был запущен, участие в нем приняло 70 городских округов и муниципальных районов из 35 субъектов РФ. 
 
Важнейшей назвал тематику вовлечения граждан в принятие бюджетных решений, повышения открытости бюджетной информации директор департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Сергей Романов. 
 
«Если мы говорим о вовлечении, то в первую очередь это должны быть механизмы, которые должны давать отдачу — четкое понимание, что в результате этого вовлечения что-то произошло: сколько предложений было разобрано и отработано, существует ли инфраструктура дальнейшей работы с этими поступившими бюджетными предложениями. Отсутствие обратной связи приводит к тому, что граждане либо отказываются принимать участие в подобных проектах, либо начинают говорить, что их потуги принять участие в управлении государственными деньгами ни к чему не привели», — предостерегает он.
 
По мнению чиновника, для того чтобы знать, что просить, прежде всего нужно знать, что можно просить: из чего формируется бюджет, без чего нельзя обойтись, какие законодательные нормы необходимо соблюсти. Все это позволяет выполнить представленный механизм. Кроме того, он помогает увидеть и общие тренды.
 
«Например, всем людям не хватает социалки, коммуналки и т. д., а что-то неинтересно. Эта важнейшая информация помогает понимать общие тренды населения; исходя из этого формируется внутренняя политика муниципального образования, в том числе принимаются бюджетные вопросы. А еще эта система дает анализ настроения граждан. Наконец, это некий механизм сбора бюджетных инициатив: муниципалитеты видят, чего хотят граждане на самом деле», — считает Сергей Романов. 
 
Андрей Максимов среди достоинств цифрового сервиса отметил достаточную простоту и доступность ресурса и согласился, что это важный инструмент образования и разъяснения процессов составления бюджета. Он также позволяет понять, что происходит в настроениях людей. 
 
Кроме того, эксперты отметили, что данный инструмент позволяет осуществлять предварительный сбор предпочтений относительно возможного дополнительного расходования средств, а потом уже запускается отработанный механизм инициативного бюджетирования — значит, эти два продукта могут быть интегрированы.