Министерство образования собирается осенью внести в Государственную думу законопроект, обязывающий каждую школу подчиняться решениям попечительских или общественных советов. (С комментарием эксперта ЦФП Дмитрия Фомина).
Согласно проекту вопросы финансирования и управления школой будут решать попечительские или общественные советы, образованные из родителей учеников, старшеклассников, потенциальных спонсоров и местных общественных деятелей. В случае принятия законопроект принесет существенное облегчение школам, которые в настоящее время обязаны строго отчитываться за зарабатываемые внебюджетные средства. Проблему комментирует эксперт ЦФП Дмитрий Фомин.
Проблема учета внебюджетных доходов (т.е. поступлений от платных услуг населению) образовательных учреждений и контроля за их расходованием исключительно актуальна. Действующее законодательство содержит немало противоречий в данной области. Согласно п.2 ст.42 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения. С другой стороны, п. 2 ст. 45 Закона «Об образовании» гласит, что доход от платных образовательных услуг государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение. То есть порядок учета и расходования внебюджетных доходов такой: сначала эти средства учитываются в доходах бюджета (того уровня, который является учредителем данной школы - регионального или местного), то есть как бы "отбираются" у школы, но затем возвращаются ей вместе с бюджетным финансированием (причем наличие внебюджетных доходов у школы не должно быть поводом к сокращению бюджетного финанисрования). Проблема не была так остра, пока бюджетные учреждения держали свои счета в коммерческих банках: школы отражали внебюджетные доходы в смете, но расходовали по собственному усмотрению. Однако переход на казначейское исполнение бюджетов, которое сейчас полным ходом идет в регионах, грозит положить конец этой "вольнице". Дело в том, что при казначейском исполнении все расходы бюджетных учреждений предварительно проверяются и визируются специальным органом, исполняющим бюджет, - казначейством (федеральным, региональным или местным). Казначейство проверяет соответствие расходов утвержденной смете (и допускает лишь небольшие отклонения от нее, в пределах требований Бюджетного кодекса), а также правильность составления договоров, соблюдение закупочных процедур и т.д. Казначейский контроль довольно строг - если в смете написано, что на закупку парт предполагается потратить 1 млн., на мел - 500 тыс., а директор в середине года решил, что обойдется без мела и потратит на парты 1,5 млн., то казначейство это не разрешит. Или если договор на покупку тех же парт заключен неправильно либо подрядчик на ремонт выбран от балды (например, зять директора школы). Директора в шоке, тем более что казначейский контроль распространяется не только на бюджетные ассигнования, но и на внебюджетные доходы (ведь по закону это доходы учредителя, т.е. бюджета) - "Мы эти деньги с трудом заработали, а теперь и потратить спокойно не можем!" В их аргументах есть доля истины - казначейство, как правило, тормозит процесс расходования средств, жесткий контроль за соблюдением сметы не позволяет директорам оперативно управлять деньгами (например, подвернулась возможность закупить глобусы по очень хорошей цене, денег по данной стае не предусмотрено, а с другой статьи не снимешь) и дестимулирует привлечение внебюджетных средств. С другой стороны, казначейское исполнение есть благо, потому что обеспечивает прозрачность и подконтрольность расходования бюджетных средств. По нашему общему мнению, решить эту проблему в перспективе можно только путем изменения статуса бюджетных учреждений. Что имеется в виду? Из огромного числа бюджетных учреждений, которые есть сейчас, должны выделиться те, которые сохранят этот статус, а с ним и финансирование по смете, казначейский контроль и ограничения на привлечение внебюджетных доходов. Это суды, ОВД, органы управления... Другая - большая - часть должна перестать быть бюджетными учреждениями и стать частными (например, автономными некоммерческими организациями). Сюда относятся и школы. Они будут продолжать получать финансирование из бюджета, но не по постатейной смете, а в виде платы за оказание конкретного объема услуг, например, за обучение 1000 детей из расчета 5000 р. на чел в год. Государство будет контролировать только выполнения задания на оказание этих услуг, в остальном же школы будут самостоятельны - в расходовании средств, привлечении внебюджетных доходов и т.д. Конечно, это дело не самого ближайшего будущего, необходимо решить массу проблем (собственности, долгов, субсидиарной ответственности), но мы полагаем, что это правильное решение.