Диагностика состояния бюджетной системы Вологодской области

В июне 2011 года эксперты ЦФП приступили к реализации государственного контракта, заключенного с Департаментом финансов Вологодской области. В рамках контракта проведена диагностика состояния бюджетной системы Вологодской области и определены приоритеты развития бюджетного процесса и системы государственного управления. Диагностика была проведена на основе анализа нормативных правовых документов Вологодской области, информации о социально-экономическом положении области, отчетов об исполнении бюджета Вологодской области, а также документов, используемых при составлении и исполнении бюджета. Диагностика бюджетного процесса позволила определить основные направления развития бюджетной системы области на среднесрочную перспективу, а также конкретные меры, направленные на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.


Система государственных и муниципальных финансов Вологодской области динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, так и на областном уровне. Бюджетная реформа позволила расширить самостоятельность участников бюджетного процесса, повысить их ответственность за результаты принимаемых решений, усовершенствовать систему межбюджетных отношений и улучшить качество управления общественными финансами. В Вологодской области создана система оценки потребности в государственных услугах и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета, направленная на повышение информированности потребителей о качестве услуг, создание предпосылок для обеспечения единого уровня их предоставления на всей территории области. Создана система контроля государственных учреждений, основанная на показателях оценки результатов оказания услуг; усовершенствована система государственных инвестиций, созданы условия для развития доходной базы областного бюджета. Внедрены объективные механизмы распределения финансовой помощи, формализована процедура предоставления кредитов местным бюджетам.


В то же время на практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным, сохраняются стимулы для необоснованного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и государственных учреждений к экономии бюджетных средств и повышению эффективности бюджетных расходов. Отсутствуют действенные методы оценки деятельности государственных учреждений Вологодской области, а также методы оценки эффективности использования ими бюджетных средств. Дополнительные меры должны быть приняты в сфере повышения качества и объективности планирования бюджетных ассигнований, обоснования принятия новых и оценки действующих расходных обязательств, развития системы государственного контроля. В целом эти меры обусловлены тем, что действующая система управления обеспечивает целевое использование бюджетных средств в рамках существующей сети учреждений, но не позволяет с помощью бюджетных инструментов управлять развитием той или иной отрасли. Отсутствуют стимулы к экономии бюджетных средств и, как следствие, к повышению эффективности оказания государственных услуг.


В среднесрочной перспективе в силу объективных причин могут усилиться бюджетные ограничения для области. Этот факт предъявляет новые требования к управлению бюджетными расходами, ключевой задачей которого становится повышение эффективности функционирования бюджетного сектора – повышение результативности и качества оказания государственных услуг при сохранении или меньшем объеме финансовых ресурсов.


Специфика выявленных проблем состоит в том, что их возникновение в значительной степени обусловлено правовыми нормами и устоявшейся практикой администрирования бюджетных расходов. В этом смысле изменения в управлении бюджетом могут произойти только посредством разработки и принятия новой нормативно-правовой базы или внесения в нее соответствующих поправок по следующим основным направлениям:



  • долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы;

  • совершенствование системы межбюджетных отношений;

  • внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти;

  • оптимизация государственного управления;

  • повышение эффективности предоставления государственных услуг;

  • развитие системы государственного финансового контроля;

  • развитие информационной системы управления государственными финансами.

Меры, направленные на развитие системы управления общественными финансами в Вологодской области, будут реализованы в рамках принятой Правительством Вологодской области Программы повышения эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы. В течение этого периода эксперты ЦФП будут осуществлять консультационное сопровождение реализации мероприятий Программы.