АННОТАЦИЯ: Анализ существующих систем оценки эффективности размещения заказов, использования бюджетных и внебюджетных средств

Внедряемое в настоящее время бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), в целом означает распределение бюджетных ресурсов в соответствии с ожидаемыми социально-экономическими результатами деятельности участников бюджетного процесса в рамках жестких бюджетных ограничений.


По сути дела реформа бюджетного процесса вообще и БОР в частности представляют собой попытку переноса на государственный сектор принципов распределения ресурсов, оценки результативности и эффективности расходов, характерных для негосударственного коммерческого сектора. Основное различие состоит в следующем.


Коммерческий сектор функционирует в условиях действия рыночных цен. Соответственно, возможен расчет результата деятельности субъекта экономической деятельности в денежном выражении и сопоставление его с затратами, также выраженными в деньгах. Получение прибыли свидетельствует не только об экономической эффективности (превышении результатов над затратами), но и о конченой результативности, поскольку свидетельствует о том, что деятельность предприятия или организации удовлетворяет запросы потребителей (которые готовы платить за продукт или услугу запрошенную цену, отказываясь от потребления других, менее важных для них видов продукции или услуг).


Отличительной чертой государственного (публичного) сектора является отсутствие рыночных цен на производимые товары и услуги. Это означает невозможность выразить результат деятельности государственных органов и учреждений одним числовым показателем, поддающимся объективному наблюдению. Как писал выдающийся советский экономист академик В.В. Новожилов в статье «Методы соизмерения народнохозяйственной эффективности плановых и проектных вариантов»:



Дело в том, что народнохозяйственную эффективность нельзя выразить числом. Народнохозяйственный эффект планируемых затрат, как правило, состоит из ряда разнородных элементов, частью измеримых, но несоизмеримых друг с другом, частью – вовсе неизмеримых. (Новожилов В.В., Вопросы развития социалистической экономики, М., «Наука», 1972, с.81.)


Контроль над эффективностью использования финансовых ресурсов в публичном секторе традиционно осуществляется посредством контроля над отдельными операциями и отдельными элементами расходов. Об эффективности расходов судят по объему освоенных ресурсов и их соответствию бюджетной росписи расходов. При этом количественный и качественный аспекты результатов расходов остаются, как правило, за пределами внимания.


Тем не менее, имеется практическая потребность в оценке планируемых и осуществляемых участниками бюджетного процесса (министерствами, агентствами и службами) бюджетных расходов с точки зрения их результативности (достижения значимых социально-экономических результатов) и эффективности (соответствия этих результатов планируемым затратам).


Настоящая аналитическая записка призвана решить удовлетворительным образом задачу оценки и сопоставления государственных расходов с точки зрения результативности и эффективности расходов в условиях несоизмеримости и/или неизмеримости результатов, получаемых благодаря произведенным расходам.